Бюджетники идут на всероссийскую забастовку (20-25 октября)

Карин Клеман

Несмотря на решение Федерации Независимых Профсоюзов России (ФНПР) не идти на всероссийскую забастовку, обещанную им уже с июня, профсоюзы бюджетников продолжают борьбу.

 

Как уже давно прогнозировал ИКД, и, несмотря на многочисленные публичные высказывания главы ФНПР в начале кампании против отмены социальных гарантий и льгот, на заседании своего исполнительного комитета 15 сентября Федерация окончательно решила отказаться от забастовки. Руководители ФНПР объясняют такое решение тем, что рядовые члены «не готовы», и «ситуация не созрела». На самом же деле, ситуация изменилась. Во-первых, российская трехсторонняя комиссия возобновила свою работу — что было видимо гораздо важнее для профсоюзных руководителей, чем защита прав трудящихся и населения. Во-вторых, руководство ФНПР одобрило подписание соглашения с партией власти «Единой Россией», инициатором т.н. «антисоциального» закона. О какой акции протеста может тогда идти речь?

 

Зато — и надо им отдать честь за это — профсоюзы бюджетников решили не подчиниться соглашательской позиции руководства ФНПР, и проведут забастовку с 20 октября продолжительностью до пяти дней. Решение было принято 17 октября на заседании совета ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы, которая объединяет профсоюзы работников образования, здравоохранения и культуры, входящие в ФНПР.

 

С одной стороны эта акция — логичное продолжение кампании против упразднения социальных гарантий всего населения и прав бюджетников в частности, содержанного в принятом летом законе о т.н. «монетизации» льгот. Активно участвовавший во всех летних протестных акциях, Московский Городской Комитет Профсоюза работников образования готовил итоговый анализ всех социальных потерей, и их множество. По большому счету, профсоюзам удалось сохранить всего лишь минимальный размер оплаты труда (МРОТ), и норму о недопущении уменьшения заработной платы бюджетников.

 

Однако не удалось отстоять:

 

1. Единую тарифную сетку для учреждений, финансируемых из бюджетов субъектов РФ (каждый регион будет самостоятельно определять систему оплаты труда);

2. статьи законов о соотношении средних зарплат в образовании и в промышленности;

3. статьи законов о размере ВВП, направляемом на нужды образования и науки;

4. приоритетность образования для государства;

5. единые для страны меры и объемы социальной поддержки учащихся (их будут определять субъекты РФ, исходя из своих финансовых возможностей);

6. мораторий на приватизацию образовательных учреждений путем изменения их правового статуса на образовательную организацию (по Гражданскому Кодексу);

7. государственные гарантии доступности и бесплатности дошкольного и дополнительного образования.

 

Исходя из этого, московский профсоюз работников образования пришел к выводу о том, «что этот закон сохранил опасную тенденцию к разрушению единого образовательного пространства России и сокращению государственных социальных гарантий. Поэтому (необходимо) продолжать борьбу за изменение направленности социальной политики государства».

 

Опережая закон (который должен вступить в силу 1 января 2005 года) правительство уже объявило о том, что не намерено индексировать в 2004 году ставки разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда бюджетников. И в проекте федерального бюджета на 2005 года планируется индексация ставок лишь на 20% (причем необязательная для регионов по новому закону). Это стало последней каплей для профсоюзов бюджетников, которые требуют индексации зарплаты бюджетников на 20% в 2004 году, а в 2005 году - ОБЯЗАТЕЛЬНОГО и ФИНАНСИРУЕМОГО из центра повышения зарплаты не менее чем в 1,5 раза, и для работников федеральных государственных учреждений образования — не менее чем в 2 раза.

 

Новый закон (т.н. о «монетизации» льгот) уже не предусматривает центральное регулирование зарплаты бюджетников, как учителя и врачи намерены добиться удовлетворения своих требований? Владимир Юдин, зам. председателя Московского Комитета Профсоюза работников образования, объясняет, что «пусть правительство дотирует регионы соответственным образом, чтобы они могли повысить зарплату бюджетников. Ведь как раз сейчас формируется бюджет, значит возможность есть повлиять на этот процесс». Требования, надо признать, вполне реальные, особенно исходя из огромного профицита федерального бюджета и из низкого нынешнего уровня зарплаты бюджетников.

 

Однако, правительство отказывается не только выполнить требования профсоюзов, но и даже участвовать в примирительных процедурах решения трудового спора на федеральном уровне. Поэтому, имея при этом все юридические основания, ассоциация профсоюзов работников непроизводственной сферы решила готовить Всероссийской забастовки работников образования, здравоохранения и культуры с 20 октября 2004 года, продолжительностью до 5 дней, в которой, по ее оценке, будет участвовать три миллиона работников. Планируется еще использовать публичные мероприятия в форме митингов, шествий, демонстраций, пикетов для информирования органов власти всех уровней и общественности о требованиях бюджетников.

 

 

 

Официальные требования ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы:

 

- осуществить индексацию заработной платы работников всех бюджетных учреждений системы образования, здравоохранения и культуры независимо от их подчиненности во втором полугодии 2004 года не менее чем в 1,5 раза и обеспечить финансирование расходов по ее проведению за счет бюджетов всех уровней, в том числе путем оказания на реализацию этой меры финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации;

 

- при подготовке проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год» предусмотреть финансирование расходов на повышение заработной платы работников федеральных государственных учреждений бюджетной сферы не менее чем в 2 раза и выделение ассигнований на оказание финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на осуществление этого мероприятия в учреждениях бюджетной сферы, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления;

 

- сохранить гарантии установления повышенных на 25 % ставок и окладов, а также льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных Законом РСФСР «О социальном развитии села», отраслевыми федеральными законами для специалистов бюджетной сферы, работающих в сельской местности, через механизм передачи этих государственных полномочий с федерального уровня на уровень субъектов Российской Федерации с обеспечением их реализации необходимыми финансовыми ресурсами;

 

- предусмотреть в законодательном порядке федеральные гарантии по минимальным уровням оплаты труда всех профессионально-квалификационных групп работников бюджетов всех уровней, а также по порядку индексации их заработной платы.

Hosted by uCoz