Реформа образования и науки 2004 г. (доклад В.Сергеева на конференции 28.10.04)
Автор: Всеволод Н.Сергеев
Дата размещения материала на сайте: 29 октября 2004
Дата написания: 28 октября 2004
Этот год войдёт в историю как год неолиберальных реформ социальной сферы государства. Этим летом развернулись большие споры и сражения вокруг ряда законопроектов, предусматривающих замену различного рода социальных льгот денежными выплатами. Несмотря на все акции протеста, которые организовывались объединениями льготников, профсоюзами и левой оппозицией, Президенту и Правительству РФ всё-таки удалось добиться принятия этих законов обеими палатами Федерального Собрания.
Однако на этом команда Путина-Фрадкова не успокоилась. Ведь замена социальных льгот выплатами была всего лишь одним из шагов по построению неолиберального государства. Логическим продолжением намеченной политики стала реформа образования и науки. Ведь и правда, современная система науки и образования представляет собой наследство старой социальной системы, которая с очень большим трудом вписывается в современные капиталистические отношения. Соответственно главной задачей неолиберальных министров стало изменение существующей системы образования и науки в капиталистическом духе.
Для начала мне бы хотелось рассмотреть общие положения новой реформы образования и науки.
Одним из главных направлений преобразований является освобождение федерального бюджета от финансирования большей части учреждений науки и образования. По предложению Президента и Правительства РФ намечается существенное перераспределение финансовой и социальной ответственности между федеральным, региональными и муниципальными бюджетами. В управлении федерального центра должно остаться небольшое число образовательных и научных заведений, которые должны получить статус федеральных. Остальная [большая] часть означенной сферы должна будет перейти на финансирование из региональных и муниципальных бюджетов. Такое разделение, несомненно, приведёт к ряду довольно плачевных последствий. Во-первых, зная довольно жалкое финансовое положение большинства регионов, можно предположить, что многие учреждения будут переведены в режим самофинансирования, самовыживания и влачить существования на грани банкротства, а ряд учреждений будут закрыты сразу. А такое положение приведёт к оттоку большинства специалистов и увеличению уровня безработицы. Во-вторых, в сфере образования это приведёт к недоступности высшего образования для большинства населения. Высшее образование станет постепенно привилегией богатых. В тоже время перераспределение финансовой и социальной нагрузки в пользу регионов приведёт к дальнейшему обнищанию регионов. И всё больше будет заставлять региональные власти обращаться к финансовой помощи от федерального центра.
Перевод на финансирование большинства учебных и научных организаций из региональных бюджетов приведёт к постепенной, «ползучей» приватизации и коммерциализации этих учреждений. Перевод на самофинансирование будет означать только одно – сокращение бесплатных мест и повышение оплаты за учёбу в ВУЗах, и постепенную стагнацию фундаментальной науки. Реально будут развиваться только те отрасли науки, которые могут дать отдачу в краткосрочной перспективе. А ни какой капиталист не будет думать о развитие науки, которая может дать прибыль только в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Ведь сохранение бесплатного высшего образования и развития фундаментальной науки будут гарантироваться только для федеральных учреждений, которые будут составлять небольшой процент от существующих на сегодня государственных организаций сферы науки и образования.
Согласно предлагаемой концепции реформы в сфере образования и науки, федеральные власти будут гарантировать определённую минимальную социальную защиту только для учащихся федеральных учреждений. Все остальные категории учащихся будут полностью зависеть от возможностей конкретных образовательных заведений. Фактически это приведёт к обнищанию многих студентов и отсутствию возможности для многих получения высшего образования.
Фактически государство перекладывает с себя ответственность за финансирование почти всех объектов социально-культурной сферы. Утрачивает силу обязательство государства по компенсации образовательным учреждениям инфляционного роста расходов на питание и охрану здоровья обучающихся.
Федеральные власти отказываются от централизованного порядка регулирования уровня стипендиального обеспечения путём установления соотношения стипендии к величине прожиточного уровня в целом по всей РФ. Отменяется единый механизм установления и повышения размеров стипендий, а также возможность регионов устанавливать более высокие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат за счет средств региональных и муниципальных бюджетов. Предполагается отказ от существующей сейчас системы льгот и скидок для студентов и аспирантов.
Все меры по снижению уровня социальных гарантий, отмене льгот и скидок в итоге должны привести появлению больших затруднений для получения высшего профессионального образования. Фактически сейчас идёт выстраивание того «стеклянного потолка», который должен де-факто ограничить конституционные права граждан на получение образования.
В итоге вся реформа образования и науки должна выстроить определённую систему социальной дискриминации. Контуры этой строящейся системы можно изложить в несколько пунктов.
Во-первых, большая часть высшего образования должна стать коммерческим. Предполагается значительное сокращение бесплатных мест в ВУЗах и увеличение числа коммерческих ВУЗов. Один из возможных вариантов развития реформы это полная отмена бесплатных мест, а те, кто не могут оплатить сразу, будут пользоваться целевыми образовательными кредитами или полностью откажутся от желания повысить свой образовательный уровень. Помимо увеличения стоимости самого образования предполагается увеличить сопряженные расходы. То есть многие студенты просто не смогут учиться из-за отсутствия денежных сумм, необходимых для удовлетворения повседневных нужд, выраженных в еде, крыше над головой и так далее.
Во-вторых, коммерциализация высшего образования должна привести к резкому социальному разделению образования для разных социальных групп. Это будет означать, что возникнут ВУЗы и факультеты для бедных и богатых. Для бедных слоёв населения будет оставлена возможность получить узкоспециальное образование, а обеспеченные слои будут получать широкое всестороннее образование, управленческого характера. Такое разделение будет способствовать дальнейшему расслоению общества на довольно закрытые социальные страты, которые будут по своей структуре больше напоминать древние касты и сословия. Фактически это будет означать практическое уничтожение социальных «лифтов» и других способов вертикальной социальной мобилизации. Бедняки только в единичных случаях будут иметь возможность с помощью разного рода подачек улучшить своё образование, а, следовательно, и своё социальное положение.
В-третьих, снижение общего образовательного уровня населения, несомненно, приведёт к общему удешевлению основной массы рабочей силы. За счёт сокращения расходов на образование и ликвидации существующих механизмов защиты интересов наёмных работников хотят создать для крупного бизнеса единый рынок труда с достаточным предложением стандартизованной и недорогой рабочей силы. Оборотной стороной этого процесса станет удорожание труда специалистов по управлению, выходцев из привилегированных социальных страт. Тем самым сегодняшние представители власти хотят создать обеспеченное будущее для своих потомков, за счёт всего остального населения.
В-четвёртых, снижение числа учащихся должно обеспечить все силовые структуры государства достаточным числом призывников на действительную военную службу. В данный момент существует определённая демографическая «яма», которая в совокупности с большим числом студентов и аспирантов мешает воспроизводству дармовой армейской рабочей силы. Однако в современных условиях федеральные власти не могут или не хотят решать эту проблему, как в Советском Союзе в середине 1980-х, призывом в Вооружённые Силы большого числа студентов прямо из учебных аудиторий. Тогда это были экстраординарные меры, которые могли принести пользу только в краткосрочной перспективе. Нынешняя реформа имеет долгосрочный характер. И уже никакие возмущения общественности о нарушение отсрочек не будут иметь значения, так как большинство молодых людей не будет иметь таких отсрочек от призыва.
В-пятых, снижение числа студентов и аспирантов, а также общего образовательного уровня всего населения нашей страны должно привести к значительному сокращению инакомыслия. Ведь всем известно, что студенчество, в частности, и интеллектуально развитые люди, в целом, являются потенциально благодатной средой для оппозиции и диссидентства. При небольшом уровне развития интеллекта, человек становиться наиболее внушаемым и управляемым. Недаром, одними из первых действий большинства революционных правительств было увеличение общего образовательного уровня населения.
Итак, мы рассмотрели основные направления и будущие последствия путинской реформы образования и науки. Но мы не хотим ограничиться только одной критикой всей концепции реформы. Наша главная задача предложить альтернативный путь развития российского образования и науки. Наш путь, прежде всего, имеет социальный характер и направлен на решение долгосрочных проблем, а не на получение сиюминутный выгоды.
Базовым принципом является принцип бесплатного качественного образования для всего населения нашей страны. Абсолютно недопустимо, чтобы образование вновь стало фактически сословным. Люди должны получать определённый уровень образования, исходя из их желаний, интеллектуальных и умственных способностей, а не по происхождению и финансовому положению. Но не надо забывать, что бесплатное образование должно быть, прежде всего, высшего качества. Мы выступаем против превращения бесплатного образования в некий некачественный суррогат, который является подачкой нищим с барского стола. Главным контролёрами за качеством образования должны стать сами учащиеся и преподаватели. Именно развитие учебной демократии должно привести к повышению уровня ответственности и самостоятельности всех участников образовательного процесса.
Мы выступаем против финансирования сферы науки и образования по остаточному принципу и перевода многих учреждений в режим самовыживания. Недопустимо, чтобы беднейшими слоями населения были научные работники, преподаватели, студенты и аспиранты. Необходимо повышение официальных доходов этих категорий населения не просто до прожиточного минимума, а обеспечить им достойную жизнь. Нужно добиться, чтобы образование и наука в списке финансовых приоритетов государства стали на первые места, а не плелись в конце, уступая по всем показателям затратам на обеспечение сохранности власти и всей капиталистической системы.
Государство должно взять на себя, а не отдавать другим, обязанность по качественной социальной поддержке и защите всех людей, занятых в сфере образования и науки. Нельзя допускать передачу этой обязанности в регионы или в частные руки. Именно федеральное правительство получает основную прибыль от использования природных и других богатств нашей страны, так пусть именно федеральный бюджет должен исполнять весь груз социальной ответственности перед истинным богатством России, то есть перед учёными, преподавателями, студентами и аспирантами.
Одним из главных наших предложений является введение демократического контроля над всей сферой образования и науки, со стороны работников и учащихся. Профсоюзы всех уровней должны принимать более большое и более активное участие в распределении финансовых средств и контроля над их распределением. Развитие горизонтального сотрудничества между всеми субъектами данной сферы должно стать залогом плодотворного и прогрессивного развития российской науки и образования.
Сразу может возникнуть вопрос об источнике финансирование сферы образования и науки. На это есть один четкий и ясный ответ – надо поменять приоритеты в распределение доходов. Во-первых, надо изымать деньги из секторов направленных на поддержание и охрану эксплуататорской капиталистической системы. Лучшая борьба со всеми террористическими опасностями является развитие образования и науки. Во-вторых, надо на деле, а не только на словах, направить финансовый поток от природной ренты в сторону образования, науки и наукоёмких производств. Необходимо прекратить нефтяное обогащение отдельных узких социальных групп. Недра нашей страны должны работать не на краткосрочное удовлетворение гигантских амбиций отдельных лиц, а на долгосрочное развитие всего нашего общества. В-третьих, мы должны прекратить оплачивать долги предыдущих и нынешних правителей. Нужно заботиться о благе всего трудового народа, а не о повышении прибыли различных корпораций. Нашему населению нужно определиться кому именно выгодно вступление РФ в разные международные экономические организации.
Чтобы отстоять своё право на образование, на труд, на достойную, человеческую жизнь надо не отступать под напором властей и корпораций. Надо не молчать, не терпеть. Надо бороться. Права не получают, их вырывают.