За студенческие профсоюзы (доклад А.Хмелевской на конференции 28.10.04)

Автор: Анна Хмелевская

Дата размещения материала на сайте: 1 ноября 2004

Дата написания: 28 октября 2004

 


Тот процесс, который происходит сейчас в сфере образования, ни в коем случае не является российской спецификой. Это - часть неолиберальной политики, характерными чертами которой как раз и являются сокращение расходов государства на т.н. социальный сектор - образование, здравоохранение, социальные службы - и их приватизация.

Во многих странах Европы с конца 90-х годов отчетливо выявилась эта тенденция, что вызвало активное противодействие со стороны студентов, преподавателей, старшеклассников. Движение в защиту бесплатного образования активно и сегодня, но новости о студенческих протестах в Европе и других странах не являются приоритетными для российских СМИ, тем более для тех марионеточных телеканалов, которые мы имеем последние несколько лет, и информация о них практически не поступает.

В Англии, например, ньюлейбористское правительство еще в конце 90-х ввело плату за обучение в ВУЗах и отменило стипендии. Позднее уровень этой платы несколько раз повышался, параллельно с очередным сокращением бюджета образования и процессом приватизации высшего образования (например, Barclays Bank подсчитал, что к 2010 средний долг студента составит GBP 33708), а в феврале 2004 правительство озвучило планы об отмене тарифной сетки и переводу зарплаты преподавателей на усмотрение вуза и местного бюджета - примерно то же, что происходит сейчас в России - с нового года. Также планируется дальнейшая приватизация школ.

Так что процессы довольно похожи, но вызывают они разную реакцию. Если брать тот же пример Англии, каждый раз подобные инициативы правительства инициируют многотысячные акции протеста со стороны студентов, преподавателей, школьников и просто людей, не относящихся к элите, но желающих, чтобы их дети также имели право на качественное образование - например, рабочие заводов, медсестры и т.д. Введение платы за обучение вызвало массовый отказ вносить эту плату и забастовки вузов. Конечно, протестное движение не остановило полностью неолиберальные реформы, но решения, которые вызывают наибольшее недовольство, откладываются либо смягчаются, а, например, массовость отказа от платы за обучение обусловила тот факт, что до сих пор значительная часть студентов не вносит ее, а отчислять таких неплательщиков духу у администрации не хватает.

Я привела пример Англии, но можно приводить множество других примеров - захваты институтов в Греции; массовые выступления во Франции, где образование до получения степени бакалавра является доступным любому, и все попытки правительства изменить ситуацию получали мощный отпор, и пока что перевес на стороне студентов; забастовки в Индонезии и т.д.

В России мы видим несколько другую реакцию. Я думаю, причина тут не в том, что у нас другие студенты. Однако те достижения, которые были в Европе буквально вырваны с кровью у буржуазных правительств - бесплатное либо преимущественно грантовое обучение, система самоуправления в ВУЗах (так же, кстати, как и 8-часовой рабочий день, например), нашим обществом воспринималась и воспринимается как данность. Конечно, в 1917 боролись в т. ч. и за это, но последующее развитие событий привело к полной бюрократизации и невозможности любой борьбы. Опять же, в Европе эта борьба привела к созданию более-менее воинственно настроенных профсоюзов, относительно независимых от администрации вузов и от властей. Система же Ф.Н.П.Р.-овских профсоюзов, оставшаяся от советских времен, и особенно студенческих профсоюзов, просто не способна организовывать какие-либо массовые и радикальные акции.

Однако и в России есть опыт студенческой самоорганизации в защиту своих прав. Первым значительным шагом в этом направлении стало создание «Студ. Защиты» - альтернативного студенческого профсоюза. Он был создан в 1994-95, на волне страхов и слухов об отмене отсрочки, которые были особенно актуальны на фоне первой чеченской войны, где полегли тысячи солдат-срочников.

Были созданы организации более, чем в 10 ВУЗах Москвы, а также в Твери, Самаре, СПб. К сожалению, не было продуманной единой стратегии, лидеры движения ориентировались в основном на яркие акции, митинги и т.д. Но даже при этих недочетах движение получило массовую поддержку. Свидетельство тому - митинг и шествие в 1995 в Москве у Минобороны, в котором участвовали десятки тысяч молодых людей. Закончилась демонстрация прорывом на Красную площадь. Со стороны «Студ. Защиты» присутствовала критика отдельных инициатив правительства - например, был организован ряд протестов в 1998, после опубликования концепции реформы образования. Но большинство студентов мало что знали собственно о самой реформе, а ходили на митинги с единственным лозунгом - повышение стипендий.

Тогда же, в 90-х годах, иногда на почве конфликтов с администрацией ВУЗов и официальными профсоюзами, произошло создание ряда альтернативных студенческих профсоюзов и неформальных организаций.

Сегодня пришло время организовываться и вести общую и массовую борьбу против четкой общей тенденции приватизации социального сектора и образования в частности. И основная роль принадлежит профсоюзам.

Однако альтернативные профсоюзы - это разрозненные и малочисленные организации, а Ф.Н.П.Р.-овские студ. профсоюзы в большинстве ВУЗов - абсолютно инертные, бюрократические структуры, занимающиеся лишь распределением мест в общежитиях и раздачей новогодних подарков.

Безусловно, где-то на местах среди профсоюзных активистов есть люди, которые не забыли предназначения своих организаций. С такими профоргами возможна совместная организация борьбы, либо хотя бы взаимодействие. В остальных местах необходимо создание независимых профсоюзов.

Главное: действительно осознанные и массовые действия могут быть обеспечены только самоорганизацией снизу, группами студенческих активистов. Важно понимание со стороны каждого студента, что профсоюз - это орган их коллективного представительства, в работе которого можно и нужно участвовать, влиять на принятие решений, который должен иметь демократическую структуру и не зависеть от администрации ВУЗа. Самое главное - официально зарегистрированные профсоюзы все еще могут являться мощным орудием в защите своих прав как на уровне вуза, так и на уровне страны.

Для организации протестного движения - создание широкой коалиции студентов, преподавателей, привлечение старшеклассников, родителей и просто - как можно большего количества людей. Для того, чтобы движение было массовым, чтобы призывы к действиям, к забастовкам возымели действие - организация открытых собраний, конференций в максимальном количестве вузов, школ, где сущность предлагаемой реформы доводилась бы до сведения студентов, проходило обсуждение возможных действий, приглашение людей не только к участию, но и к организации этих действий.

Если таким образом будет начато движение снизу, то появиться возможность поднимать и такие местные вопросы, как самоуправление ВУЗов, улучшение инфраструктуры - столовые, общежития, проезд, вопросы финансирования и распределения доходов, защита иностранных студентов и т. д. А если люди смогут и захотят решать местные вопросы, они поймут и необходимость участвовать во всероссийском движении против приватизации образования. Необходимо также и понимание общеполитических тенденций, стремление повлиять на ситуацию во всей социальной сфере, борьба против неолиберального курса правительства.

Для того, чтобы протесты были своевременны и эффективны, необходимо отслеживать появление обсуждение законодательных инициатив с тем, чтобы вовремя организовать пикеты, другие акции у ГосДумы, областных законодательных собраний. Информационная работа со СМИ, организация собраний, пикетов, митингов с призывом ко всеобщей забастовке и проведение этой самой забастовки - после такой подготовки - действительно забастовки, действительно всероссийской. Только это даст возможность противодействовать процессу приватизации и элитизации образования.

Hosted by uCoz