Доклад о реформе образования в РФ

Автор: http://www.aurora1917.org - сайт Ленинградской группы Социалистического Сопротивления

Дата размещения материала на сайте: 16 ноября 2004

 


Правительство РФ в ряду других неолиберальных реформ – монетизации льгот, реформы ЖКХ и т.п. готовится реформировать сферу образования.

В ЧЕМ СУТЬ РЕФОРМЫ?

Из приоритетных задач государства в области развития высшего профессионального образования исключаются нормы, не допускающие сокращения числа студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета.

Государство отказывается от обязательств по ежегодному установлению доли национального дохода (не менее чем три процента расходов федерального бюджета), за счет которого обеспечивается финансирование обучения в государственных высших учебных заведениях, и устанавливает гарантии финансирования за счет средств федерального бюджета обучения только в федеральных государственных образовательных учреждениях.

Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования только в федеральных государственных образовательных учреждениях.

Для льготных категорий граждан государственные гарантии прав на внеконкурсный прием, преимущественное право на поступление и прием без вступительных экзаменов сохраняются исключительно при поступлении в федеральные государственные высшие учебные заведения.


 

Социальная сфера, сопровождающая основную образовательную деятельность, фактически выходит за рамки компетенции Российской Федерации (подробнее чуть ниже).

Федеральные органы управления высшим профессиональным образованием в дальнейшем не обязаны совместно с профсоюзными организациями заниматься разработкой и реализацией мер по улучшению условий обучения, быта, отдыха и медицинского обслуживания студентов.


 

Значительно ограничиваются возможности образовательного учреждения по осуществлению предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и использованию доходов от этой деятельности, в том числе для создания фондов для материальной поддержки обучающихся.

Отменяются государственные гарантии по обеспечению прав обучающихся на социальную защиту.

Порядок обеспечения социальной защиты обучающихся из средств бюджетов заменяется на механизм реализации мер социальной поддержки, когда образовательные учреждения в пределах имеющихся у них ограниченных бюджетных и внебюджетных средств самостоятельно будут разрабатывать и реализовывать меры социальной поддержки нуждающихся студентов.


 

Государство фактически снимает с себя обязанность по финансированию содержания студенческих общежитий и других объектов социально-культурной сферы, а также на реализацию мер по социальной защите студентов высшего профессионального образования и отменяет установленный законом конкретный перечень пособий и льгот, направленный на социальную поддержку студенчества.

При этом отменяются льготы на питание и проезд обучающихся, право бесплатно пользоваться в государственных высших учебных заведениях услугами лечебных подразделений высшего учебного заведения. Студенты теряют право использовать для санаторно-курортного лечения и отдыха средства федерального бюджета, выделяемые в размере двух месячных стипендиальных фондов.


 

Кроме того, из компетенции субъектов Российской Федерации в области образования исключается право субъекта устанавливать дополнительные к федеральным льготы обучающихся образовательных учреждений, а также виды и нормы материального обеспечения (ст.29 «ЗО»).

Наряду с этим государственным органам управления образованием и муниципальным органам управления образованием отказывается в праве оказывать поддержку общественным организациям и государственно-общественным объединениям в системе высшего профессионального образования (ст.15 «ЗВПО»).

Что касается самого образовательного учреждения, то оно утрачивает возможность распоряжаться по своему усмотрению финансовыми и материальными средствами учреждения, закрепленными за ним учредителем (ст. 43 «ЗО») и освобождается от обязанности по контролю за своевременным предоставлением отдельным категориям обучающихся дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 32 «ЗО»).

Вывод. Обучающиеся лишаются возможности получения дополнительных льгот из бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов, а образовательное учреждение с учетом очень ограниченных финансовых возможностей, а также собственного субъективного желания становится практически единственным местом, где нуждающиеся студенты могут получить хоть какую–нибуть поддержку.

При этом следует иметь в виду, что речь идет только об обучающихся федеральных образовательных учреждений. Что касается обучающихся образовательных учреждений субъектов РФ, а также негосударственных, то объем социальной поддержки такой категории студентов будет полностью зависеть от финансовых возможностей соответствующего бюджета и источников. Такие действия, в свою очередь, приведут к значительному снижению уровня социальной защищенности студентов.


 

Кроме того, с учетом предлагаемых изменений статьи 16 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закрепляются положения в части дополнительных гарантий этой категории студентов на реализацию права на образование в большей степени только для обучающихся и выпускников федеральных образовательных учреждений. Все остальные предусмотренные федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации и устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, с учетом предлагаемых изменений статьи 16 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закрепляются положения в части дополнительных гарантий этой категории студентов на реализацию права на образование в большей степени только для обучающихся и выпускников федеральных образовательных учреждений. Все остальные предусмотренные федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации и устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.


 

Для обучающихся негосударственных образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, отменяются все права на получение льгот, установленных законодательством Российской Федерации для обучающихся государственных и муниципальных образовательных учреждений, что противоречит, конституционным принципам, запрещающим дискриминацию.


 

Государство снимает с себя обязательство компенсировать образовательным учреждениям рост расходов на питание и охрану здоровья обучающихся.

СТИПЕНДИИ

Фактически государство берет на себя обязательства по финансированию (выплате) стипендий только для студентов, обучающихся в федеральных государственных образовательных высших учебных заведениях. Что касается порядка и размеров стипендиального обеспечения студентов других образовательных учреждений, то данный вопрос ставится в зависимость от возможностей учредителей этих вузов, т. е. уровня бюджетного финансирования образовательных учреждений.


 

Государство отказывается от централизованного порядка регулирования уровня стипендиального обеспечения путем установления соотношения стипендии к величине прожиточного уровня в целом по Российской Федерации, тем самым не оставляя никакой перспективы на повышение ее размера.


 

Отменяется единый механизм установления и повышения размеров стипендий, а также возможность субъектов Российской Федерации устанавливать более высокие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат за счет средств соответствующих бюджетов.


 

Вывод. Отмена положений Федерального закона «О порядке установления размеров стипендии и социальных выплат в Российской Федерации» означает отказ от федеральных минимальных государственных гарантий по стипендиальному обеспечению студентов вузов.


 

Также реформа касается не только высшей школы но и среднего и дошкольного образования.

Правительством планируется:

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН

В связи с правительственной реформой образования нельзя не упомянуть и такую меру как Единый Госэкзамен (ЕГЭ). По нашему мнению, в контексте коммерциализации образования и тотального рынка введение ЕГЭ означает разделение людей на «годных» и «негодных», поскольку кто-то может оплатить репетиционную подготовку, а кто-то нет. ЕГЭ удобен для чиновников от образования, для которых упростится сегрегация студентов. А богатые семьи без проблем обеспечат все условия для сдачи экзамена. Такая форма экзамена нужна современному капиталистическому обществу. Ему нужна для эксплуатации масса, владеющая лишь необходимым набором фактов и информации.

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

Поползновения правительства перевести образование в России на коммерческие рельсы кореллирует с глобальной неолибералиской тенденцией. . Еще несколько лет назад правительство заявило о присоединении России к т.н. «болонскому процессу», направленному на «создание единого образовательного пространства в Европе». За пышными фразами кроется простая задача: за счет сокращения расходов на образование и ликвидации существующих механизмов защиты интересов наемных работников создать для крупного бизнеса единый рынок труда с достаточным предложением стандартизированной и недорогой рабочей силы. Ответом на болонские соглашения и первые попытки их реализации стали массовые студенческие протесты — в Британии, Германии, Бельгии, Франции.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Очевидно, что нынешние изменения в законодательстве об образовании – это только первый шаг к переводу всей образовательной сферы на платную основу. Сами представители правительства не скрывают этого, откровенно говорят об этом в СМИ. Реформа образования – составная часть правительственного курса на внедрение тотального рынка в стране, на ликвидацию последних остатков нерыночной, советской системы социальной защиты и поддержки населения.

Такой курс не может не вызвать социальное брожение и массовое общественное недовольство. Именно поэтому бонапартисткий режим Путина «закручивает гайки», законодательным и иными путями стремится воспрепятствовать любой организованной оппозиционной деятельности в нашей стране. В стране уже прошли митинги, пикеты и иные акции протеста против реформы образования, но эта компания только набирает силу. Так 1 октября студенческие профсоюзы организовали всероссийскую акцию протеста, состоялся большой митинг в Москве и других городах России. Аналогичная акция пройдет 20 октября. В этой кампании принимают участие все левые организации объединенные в Молодежный Левый Фронт – СКМ, АКМ, РКСМ(б), Социалистическое Сопротивление. В частности здесь в Питере Социалистическое Сопротивление совместно с Молодежным союзом «Яблоко» планирует провести митинг 25 октября. Вне зависимости от исхода кампании сам ее факт послужит активизации и политизации студенческой среды, осознанию этим социальным слоем населения гибельности неолиберального правительственного курса.

Hosted by uCoz