Школьные учебники - это просто бизнес
Дата размещения материала на сайте: 13 октября 2004
Элементы рыночной экономики всё глубже проникают в систему школьного образования, захватывая при этом не только организационный, но и содержательный аспект. Большое количество разнообразных учебников и программ казалось бы дают учителям и родителям возможность свободного выбора и являются наглядным свидетельством демократичности современной школы.
Однако, на практике это разнообразие является лишь ещё одним проявлением усиливающегося социального расслоения.
Цена одного школьного учебника может колебаться от 60 до 250 рублей.
Соответственно, стоимость полного комплекта только для одного ученика представляет собой сумму, которую может выплатить далеко не каждая семья. Конечно, школа может обеспечить каждого ребенка самыми дешевыми учебниками, но если родительский комитет класса решает улучшить качество образования для своих детей, то основные расходы по закупке литературы ложатся на бюджет самого комитета, иными словами на родителей. Если же семья не может купить ребенку учебники подороже, не может организовать его обучение по более "продвинутой" программе – тогда его место в другом классе или в другой школе.
Таким образом, если раньше существовали специальные классы и школы для неуспевающих - теперь появились классы и школы для неимущих. Классы же, где учатся дети более обеспеченных получают престижный статус специализированных. Именно здесь учителя борются за улучшение картины успеваемости, проводят дополнительные занятия за дополнительную плату, направляют учеников на олимпиады и научные конференции. Невнимание к ученикам из "обычных" классов доходит порой до того, что их заведомо начинают считать менее способными и их успехи просто перестают замечаться.
И здесь нет вины учителей, дело не в их черствости или некомпетентности, - дело в том, что оскорбительно низкие зарплаты попросту вынуждают их уделять больше внимания тем, кто может это внимание тем или иным способом оплатить.
С другой стороны, в содержательном и дидактическом плане дорогие учебники не обязательно лучше, чем дешевые. То обстоятельство, что сейчас огромное количество детей вынуждено заниматься с репетиторами демонстрирует невозможность в рамках школы развить ребенка так, как необходимо для поступления в высшие учебные заведения. Высокие цены на учебники зачастую обусловлены не учебной необходимостью, а лишь особой издательской политикой. Очевидно, что тиражи учебной литературы обычно в десятки раз выше, чем тиражи самых раскрученных бестселлеров. Высокая цена в данном случае уже является приманкой для потенциальных инвесторов. В целях повышения продаж издательства создают свои методические центры, которые разрабатывают целые комплексы учебников по всем предметам и для всех классов. Как правило, пишет их один и тот же коллектив авторов, который попросту не может быть в равной степени компетентным во всех вопросах программы обязательного образования.
Учебники эти выходят оформленными в едином стиле. Художники и дизайнеры пытаются сделать их как можно менее похожими на старые советские образцы - это ведет к тому, что зачастую учебные картины, созданные еще в 50-е годы, прошедшие тщательную экспертизу и апробацию и традиционно используемые учителями на уроках истории, заменяются на нечто похожее, но уже другое. Например, изображения первобытных людей, сделанные специалистами-антропологами, открывавшие ранее учебник истории древнего мира, в большинстве современных дорогих учебников заменены рисунками современных оформителей. И то, что на них изображено нередко не соответствует помещенному под соответствующей иллюстрацией заданию.
Чтобы повысить продажи, авторы таких учебных комплексов активно разъезжают по стране, проводя презентации, мало отличающиеся от презентаций, проводимых активистами таких структур как "Гербалайф" или "Орифлейм". Посещая презентации, устраиваемые городскими отделами образования под видом методических семинаров, многие учителя, сами того не ведая, превращаются в добровольных менеджеров по продажам продукции педагогических издательств, чья работа не оплачивается, и не несет никакой пользы учебному процессу.
Все это происходит по причине нехватки бюджетных средств на программы образования и на зарплаты преподавательскому составу. Если увеличить бюджет системы образования в несколько раз (минимум в пять) и поставить эти деньги под прямой контроль Комитета учителей, родителей и старшеклассников, то вопрос об учебниках и программах будет решаться не в пользу обеспеченной части, а в интересах всех учеников.