“ГЛАВНОЕ – НЕ УЧРЕДИТЕЛЬ, А КАЧЕСТВО”
“Российская газета” провела круглый стол, посвященный проблеме негосударственного образования. В нем приняли участие: председатель совета Ассоциации негосударственных вузов России, ректор Российского нового университета (РосНоУ) Владимир Зернов, ректор Института международного права и экономики им. А.С. Грибоедова (ИМПЭ) Павел Пилипенко, проректоры этого института Владимир Вершков и Георгий Тимошенко, проректор РосНоУ Евгений Палкин, студентка ИМПЭ Надежда Иваницкая, адвокат Роман Панкратов.
Из выступлений руководителей вузов выяснилось, что по качеству образования многие частные вузы способны составить конкуренцию государственным: так, на последней Всероссийской олимпиаде по юриспруденции именно студентам негосударственных вузов досталась половина призовых мест, а на городской олимпиаде по программированию – второе место среди полсотни вузов-участников. Если раньше частные вузы готовили только юристов и экономистов, то сейчас есть и медицинские, и технические, и такие, где готовят физиков-теоретиков. “Хватит делить вузы на государственные и негосударственные. Надо делить их на качественные и все остальные”, – отметил ректор РосНоУ В. Зернов.
Причину успехов частного образования назвал В. Вершков: “Негосударственные вузы научились более оперативно реагировать на требования рынка”. Кроме того, ужесточение политики по отношению к вузам, как ни странно, имеет и некоторые положительные стороны: “Все вузы сейчас одинаково страдают от того, что изменяются налоговый механизм взаимоотношений государства и образовательных учреждений, система налоговых льгот. Те преимущества образовательного сектора, которые были в налоговой сфере, сейчас постепенно утрачиваются. Жесткие условия рыночной конкуренции все расставили на свои места: выжили сильнейшие из негосударственных вузов, закрепившие за собой репутацию серьезных учебных заведений. Сегодня их количество близко к оптимальному”.
Правда, ректор ИМПЭ П. Пилипенко предупредил, что Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки установила барьер по стоимости обучения – так называемый индекс финансовой обеспеченности. Этот показатель позволяет судить об экономической устойчивости вуза. Для каждого региона стоимость своя. Региональная рыночная конъюнктура предопределяет, насколько возможно дать качественное высшее образование за ту или иную сумму. “Высокое качество обучения нельзя обеспечить при низкой стоимости образовательных услуг”, – констатировал ректор.
Он же высказал критическое замечание в адрес новых концепций и законопроектов в области образования: “Сейчас готовится очередной пакет законопроектов по образованию. В частности, речь идет о более тесной интеграции науки и образования. К сожалению, тут нет еще третьего компонента – практической деятельности, т.е. участия работодателей в определении требований к выпускникам, хотя этому планируется посвятить отдельный законопроект. Однако уже сегодня работодатель, заинтересованный в получении готового специалиста, оплачивает его обучение в вузе”.
Несмотря на новую идею равноправного участия в конкурсе на государственное задание подготовки специалистов (фактически, на бюджетное финансирование) как государственных, так и негосударственных вузов, В. Зернов посетовал: “Вы знаете, девиз этого конкурса: участвовать – можешь, победить – нет. Даже если студенты нашего вуза займут первое место по всем олимпиадам, деньги от государства мы получить все равно не сможем. Потому что они распределяются не по уровню качества образования, а по принципу учредительства”. Это можно понимать как намек на то, что государственные вузы все равно имеют преимущество.
На перспективу краха частного образования из-за демографического кризиса (“через несколько лет число выпускников школ будет равняться количеству бюджетных мест в госвузах, зачем же тогда платить за образование?”), представители частного сектора отнеслись с иронией. “Я тут убежденный оптимист, – ответил П. Пилипенко. – О демографическом спаде начали говорить лет 7-8 назад. И каждый раз появлялись уточняющие прогнозы. По первому прогнозу, мы должны были почувствовать этот спад и закрыться еще пару лет назад. В новой справке министерства образования и науки говорится о том, что прогнозируется рост числа студентов до 2006 года. А затем спад к 2010 году на 16 процентов. А после этого опять подъем”.
Олег НИКИТИН