БЮДЖЕТ-2004: ОБРАЗОВАНИЕ
На встрече с журналистами, состоявшейся в комитете по образованию и науке Госдумы, обсуждались поправки к закону "О федеральном бюджете на 2005 год", который комитет рекомендовал принять в первом чтении. Присутствующие говорили и о тех изменениях, которые претерпел закон "Об образовании", и о других проблемах.
Как сказал председатель думского комитета по образованию и науке Николай БУЛАЕВ, расходы на образование из федерального бюджета в 2005 г. запланированы в размере 154456,6 млн. рублей. При этом расходы на образование по консолидированному бюджету на 2005 г. прогнозируются в объеме 762,1 млрд. рублей против 531,2 млрд. в 2004 г. Расходы на науку из федерального бюджета запланированы в объеме более 156 млрд. рублей (это деньги на прикладные исследования в области национальной обороны в размере около 81 млрд. рублей, затраты на прикладные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности, а также на прикладные исследования негражданского назначения).
Расходы по разделу "Образование" запланированы с уменьшением на 8,6%. Доля расходов на образование в общих расходах федерального бюджета составляет 5,1% (в 2004 г. – 5,9%). Уменьшение показателей прежде всего объясняется передачей финансирования большей части образовательных учреждений начального и среднего профобразования в субъекты РФ в объеме 24,8 млрд. рублей.
Проектом федерального бюджета с 1 января 2005 г. предусмотрено повышение зарплаты работникам федеральных бюджетных учреждений в 1,2 раза. "Это повышение зарплаты не устраивает многих, в том числе и членов нашего комитета, – сказал Николай Булаев. – На наш взгляд, будет целесообразным рассмотреть вопрос о повышении заработной платы хотя бы в полтора раза. Кроме того, далеко не все регионы смогут самостоятельно повышать зарплату, и мы должны обеспечить, чтобы повышение прошло не только в федеральных учреждениях. А для этого нужна помощь регионам".
Минимальный размер стипендий останется на уровне выплат 2004 г. Однако бюджетные расходы на господдержку нуждающихся студентов запланированы в размере 2600 млн. рублей. По мнению Николая Булаева, неоправданно уменьшено финансирование по федеральным программам "Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту". Резко уменьшены вложения по программе "Жилище".
Комитет по образованию и науке предлагает придать отраслевой программе "Безопасность образовательного учреждения" статус федеральной целевой программы с объемом финансирования 30 млрд. рублей со сроком исполнения 3 года и включением финансирования в 2005 г. в сумме 10 млрд. рублей либо включить указанное направление в программу "Федеральная программа развития образования" с увеличением соответствующего финансирования на эти цели.
И еще: комитет по образованию и науке предлагает при подготовке законопроекта ко второму чтению запросить правительство России и Минфин об объемах трансфертов, связанных с передачей федеральных образовательных учреждений в ведение субъектов РФ. При подготовке законопроекта ко второму чтению комитет по образованию и науке предлагает запросить правительство России и Минфин об объемах трансфертов, предназначенных для компенсации бюджетным учреждениям в области образования и науки местных и региональных налоговых выплат, включая налог на имущество.
В бюджет 2005 г. заложены и средства на олимпиады. "Мы будем стараться провести через Госдуму законопроект, согласно которому победители олимпиад будут иметь возможность внеконкурсного поступления в учебные заведения", – сообщил Николай Булаев.
На этой встрече обозреватель "Известий" задала Николаю Булаеву несколько вопросов, не имеющих отношения к бюджетной сфере.
- Какова концепция сокращения числа НИИ? Не означает ли это, что наука сосредоточится в университетах, как в других странах?
- Сейчас говорить о чем-либо определенном рано. Есть две концепции. Но это не более чем документы для обсуждения. Что касается переноса науки в университеты, то я думаю, что такого одномерного подхода не будет, хотя это очень важное направление. У нас, в России, есть своя специфика.
- Что вы можете сказать о снятии моратория на приватизацию образовательных учреждений?
- Что касается приватизации, то в законе "Об образовании" (пункт 13 статьи 39) говорится о том, что образовательные учреждения приватизации не подлежат. Так было и так есть. На сегодняшний день позиция государства по этому поводу не изменилась (но она может измениться завтра).
- Есть ли угроза тотального введения ЕГЭ (московские учителя уже предупреждают девятиклассников: через два года все равно придется сдавать ЕГЭ)?
- Я не считаю, что ЕГЭ нужно вводить законом. Это лишь одна из форм аттестации. Есть классическая аттестация, есть ЕГЭ, есть олимпиады, конкурсы. Пусть они существуют на равных правах, и пусть ребенок, его родители выберут наиболее приемлемую форму итоговой аттестации. Сейчас позиция министерства такова: никакого обязательного ЕГЭ в ближайшее время вводить не нужно. Но, к сожалению, у нас ситуация меняется с точностью до наоборот в течение пяти минут.
- Сохраняется ли система учредительства для образовательных учреждений?
- Что касается государственных муниципальных образовательных учреждений, то позиция четкая и ясная: учредитель отвечает за то, что в них происходит. Если кто-то хочет финансировать учреждение – ради Бога! Но учредитель по закону прежний – государство.
Наталья ИВИНА
“Известия”, ноябрь 2004