ДЕТСАД – КАПУТ?
Новый закон об образовании, вступающий в силу с января 2005 года, ощутимым образом коснется не только школьных, но и дошкольных учреждений. Согласно закону, государство снимает с себя ответственность за финансирование образовательных учреждений и передает эти функции другим инстанциям.
Школы, как правило, находятся в региональном подчинении, поэтому за их обеспечение будут отвечать региональные власти. А детские сады подчиняются муниципалитетам. Следовательно, и ответственность за финансовую политику в отношении к детским садам будут нести местные власти. Полномочия по курированию школ передаются регионам центральной властью вместе с деньгами на реализацию образовательных программ. Попадают ли детские сады в число учреждений, на которые распространяются целевые субсидии, из текста закона неясно. "Добрые" юристы пытаются усмотреть в законотворческих извивах право дошкольных учреждений на региональные дотации. "Беспристрастные" сразу безоговорочно рассеивают надежды дошкольных работников: ничего-то детским садам не полагается. Только то, что сочтут нужным дать – местные, городские или сельские власти.
Скажем, вопрос о родительской плате за пребывание ребенка в детском саду. До сих пор родительская плата регулировалась так называемым хасбулатовским постановлением 1993 года, согласно которому ежемесячный взнос за посещение малышом дошкольного учреждения не мог превышать 20% общей стоимости затрат на ребенка. В регионах, как правило, планку старались не поднимать выше 15%: на фоне не очень высоких доходов большей части населения даже эта сумма, составляющая в среднем 350-400 рублей, была ощутимой для семейных бюджетов. Большую часть расходов государство брало на себя. Теперь из закона убрано положение, по которому государство несет ответственность за поддержку и материальное обеспечение системы дошкольного образования. Ситуация будет решаться заново – на уровне муниципалитетов, по американскому образцу. Каждый город и каждое село должны, по идее, разработать свою систему родительской оплаты услуг детского сада. Предполагается, что взносы родителей будут возмещать расходы городской казны на дошкольное образование. А размеры дотаций семьям дошкольников будут определяться в зависимости от местных условий. Причем дотирование должно носить дифференцированный характер. Богатые должны платить много, а бедные – либо мало, либо вообще ничего.
Мысль, по сути, справедливая, но технологически не проработанная. Никаких рекомендаций, содержащих примерные расчеты и варианты дифференцированной оплаты, на настоящий момент не существует. Минобразования и науки разослало в регионы перечень законодательных актов, которые должны быть разработаны на местах к моменту вступления в силу нового закона об образовании. Но успеют ли местные власти подготовиться к переменам за оставшийся срок, какими мотивами они будут руководствоваться в разработке новой финансовой политики по отношению к детским садам, и кто будет следить за качеством их законотворчества – неизвестно.
Поэтому последствия принятых решений, а с ними и судьба российского дошкольного образования не предсказуемы. Определенный процент семей действительно не нуждается в помощи государства и может самостоятельно покрыть расходы, необходимые на содержание ребенка в детском саду. Но вряд ли таких семей окажется много. Если указанные 350 рублей составляют 12-15% всей стоимости пребывания ребенка в дошкольном учреждении, значит, полная стоимость – как минимум – 4 тысячи рублей. Для многих работников бюджетной сферы это – месячная зарплата. Даже половина суммы оказывается слишком большой для значительной части семей, в которых растут дошкольники, особенно в бедных регионах.
Если детский сад стоит так дорого, пожалуй, будет целесообразнее снова обратиться к няням и гувернанткам или собственными силами организовать "прогулочную" группу. Потеря контингента, как правило, ведет к сворачиванию деятельности детского сада, к сокращению денежных вливаний и в результате – к закрытию. Местные власти должны это понимать. Но, возможно, они вообще посчитают нерациональным иметь "на своей шее" существующее на данный момент количество садиков. Отказались же в свое время ведомства от своих дошкольных учреждений. Посчитали роскошью, слишком затратной статьей. И никакие идеи социальной поддержки сотрудников их не вдохновили на "благотворительность". Если бы муниципальные структуры не решились принять эти детские сады в свое подчинение, от садов остались бы лишь воспоминания в виде зданий, приватизированных расторопными фирмами. "Спасенные" бывшие ведомственные сады и рост количества детей, "охваченных" дошкольным образованием, в последние годы составляли предмет гордости управлений образования местных администраций. Как повернется дело в новой ситуации? Это открытый вопрос.
И ответ на него тесно связан с новыми обязательствами муниципалитетов по выплате зарплаты работникам детских садов. Новый закон отменяет единую тарифную сетку для всех служащих учреждений, не состоящих в федеральном подчинении. Как и в случае с родительской платой за детский сад, размеры окладов, квалификационные коэффициенты, индексация зарплаты – все это теперь зависит от финансовой политики местной власти в отношении образования. Причем увеличение родительской платы за содержание ребенка в дошкольном учреждении никак не связано с повышением заработной платы педагогов.
Плохого или хорошего ждать от этих изменений работникам детских садов? Невыплаты по зарплатам в образовательной сфере прекратились именно с передачей функций контроля за финансированием образовательной сферы регионам. Но передача функций выплаты зарплаты дошкольным работникам муниципалитетам – дело совершенно новое и, кроме того, не предполагающее каких-либо денежных дотаций со стороны федеральной власти. Единственное ограничение, накладываемое на законотворчество муниципальных властей в этой области, связано с рекомендацией правительства не опускать тарифы заработной платы ниже настоящих. Об индексации речь не идет. А жаловаться в обход местного начальства теперь уже некому. Дошкольное образование не является у нас обязательным, и политика в отношении детских садов отныне будет разрабатываться в зависимости от городских бюджетов и жизненных представлений управленцев на местах. Это, по всей видимости, приведет к перестройке всего дошкольного образования, которое до настоящего времени представляло собой единую систему – в первую очередь благодаря централизованным источникам финансирования. Оценка этих изменений – дело будущего. Но детским садам, по-видимому, предстоят тяжелые испытания.
Марина АРОМШТАН
“Известия науки”, ноябрь 2004