Карин Клеман
30 октября Институт «Коллективное действие» совместно с международным фондом социально–экономических и политологических исследований «Горбачев – Фонд» проводил круглый стол на тему: «Реформа образования: общее благо или привилегия избранных?»
По замыслу организаторов этот круглый стол должен был служить поводом для обсуждения правительственного варианта реформы образования, и выдвижения альтернативных предложений представителей экспертного сообщества, профсоюзов работников образования и студенческих профсоюзов. Также планировалось привлечь внимание журналистов к спорным моментам реформы образования, против которых выступают сами работники образования и студенты. Увы, эта цель не была достигнута. Мало журналистов пришло на круглый стол, может быть из-за того, что в это же время проходило официальное мероприятие по этой же теме в Госдуме, организованное «Единой Россией». А жаль, потому что на наш взгляд, круглый стол удался. Эксперты провели блестящий анализ сегодняшней политики в сфере образования, а заинтересованные лица выступили с обоснованной критической оценкой и пытались выработать план действий. |
В работе круглого стола очень активно участвовали: Олег Смолин, первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке; Давид Константиновский, заместитель директора Института Социологии РАН; Александр Тарасов, заведующий отделом ювенологии Центра новой социологии и изучения практической политики «Феникс»; Анатолий Миронов, зам. председателя Российского Координационного Комитета профсоюзных организаций и общественных объединений в сфере науки; Владимир Юдин, зам. председателя Московской организации профсоюза работников образования и науки РФ; Дмитрий Барсуков, представитель студенческого союза Московского Института Радиоэлектроники и Автоматики; Кирилл Казбеков, представитель независимого студенческого профсоюза Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ); Илья Будрайтскис, студент, член «Соцсопротивления» и Виктория Молодцова, эксперт «Учительской Газеты». После первоначальных докладов дебаты прошли очень бурно и конструктивно, с участием аудитории, где преобладали студенты, эксперты, политические деятели и представители профсоюзов.
Не хочется пересказать выступления, поскольку скоро опубликуем их полную расшифровку. Но стоит остановиться на основных моментах дискуссии, которые позволят не только разобраться в содержании реформы, о которой ИКД уже не раз писал, но и расценить нынешний политический курс, и получить общие ориентировки о том, что можно делать для защиты народного образования в России.
КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ РЕФОРМЫ
Приватизация и дальнейшее ухудшение правового положения работников и обучающихся
Начнем с основных пунктов реформ, о которых рассказал Олег Смолин. Он напомнил, что закон 122 ФЗ (о льготах) уже ударил по социальным гарантиям обучающихся и работников образования.
Новые проекты касаются, во-первых, имущества. Открытым текстом, что касается учреждений дополнительного профессионального образования, и скрытым образом, что касается остальных образовательных учреждений, готовится их акционирование, а затем и их приватизация. Также скрытым образом готовится закрытие многих ВУЗов, ПТУ, учреждений начального и среднего профессионального образования, через передачу части из них (что касается ВУЗов) или всех учреждений (что касается профессионального обучения) на бюджет регионов, без передачи соответствующих средств для их содержания.
Из юридического преобразования образовательных учреждений, как отметил Смолин, вытекает перспектива потери прав, которые гарантированы обучающимся и работникам образования только в государственных учреждениях.
Платное образование
Следующее важное новшество — введение платного образования. Опять-таки, цель не объявлена, но она, тем не менее, достигается, в том числе, и через внедрение кредитов для студентов (т.н. ГИФО), снятие нормы о минимальном количестве бюджетных мест, переход на платность второй ступени высшего образования (магистратуры) для большей части студентов. Даже среднее образование не защищено от введения платных услуг. Так О.Смолин отметил, что предусмотрено снижение средней нагрузки школьников, что означает, что все дополнительные уроки (необходимые для поступления в ВУЗы) станут платными.
Снижение зарплаты работников образования
Несмотря на формальное повышение зарплаты работников образования, их реальная зарплата постоянно снижается. По расчетам О. Смолина, она сегодня ниже на 9%, чем была в 2001 году.
И эта тенденция к снижению вряд ли прекратится, поскольку отмена единой тарифной сетки бюджетников — которая, при всех ее недостатках, гарантировала единое повышение зарплаты для всех во всех регионах — означает потерю ответственности федерального центра за регулярное индексирование зарплаты бюджетников. Отныне регионы поступят так, как могут. Нищенское состояние преподавателей вряд ли улучшит положение системы образования.
Скрытность и авторитаризм реформы
Все участники круглого стола отметили, что, в отличие от прежней практики, реформа образования проводится исключительно в стенах министерств, без включения какого-либо представителя заинтересованных сторон. Проекты не предоставлены заранее никакой общественной организации — даже Союзу ректоров и Академии образования, которые, если получают проекты, то только в самую последнюю минуту. О профсоюзах даже и говорить ничего. А если что-то и обсуждается, это скорее для видимости, поскольку переговоры с властью практически ни к чему не приводят - отметил В. Юдин, как представитель профсоюзов.
Снижение качества образования
Как уже сказано, нагрузка снижается для школьников, что, скорее всего, скажется на качестве обучения. При этом и учебная программа меняется по содержанию, тоже без особенного обсуждения со специалистами.
Дмитрий Илюшин, ученик и активист «Яблоко», выразил беспокойность, что «еще вырастет пропасть между реальным уровнем среднего образования и требованиями ВУЗов». На что В. Юдин ему ответил, что «правительство считает, что вы и так слишком много знаете!».
По мнению А. Тарасова, реформа содержания образования тоже весьма значима, и направлена на сужение набора специальностей, так что молодой выпускник станет «привязанным к своей специальности», и лишится возможности «осмыслить общий социально-политический процесс».
ОБЩИЕ ЦЕЛИ РЕФОРМЫ
Оценивая политический курс в области образования, участники круглого стола отметили три основных цели правительственных реформаторов.
Элитаризм и неравенство
Говоря о «революции ценностей» по этому поводу, О. Смолин отметил перелом в политике образования после выборов 2003-04 в сторону элитарного образования и антисоциальной политики, резко отличающей от социальной и либерально-демократической политики 90-х годов.
Такой поворот тем более проблематичен для России, что и общество в среднем бедное, и в реальности все меньше и меньше людей имеют доступ к образованию, особенно среди самых бедных слоев населения. Это показывают исследования, проводимые Давидом Константиновским. В своем докладе он описывал путь от массового до элитарного образования, по которому шла система образования в постсоветской России. Как он сказал, «по сравнению с началом 90-х, сегодня доля детей семьей рабочих, крестьян и служащих в высшем образовании снизилась вдвое». Правда, такая тенденция еще и связана с общим ростом социального неравенства в России, но в демократических странах образование скорее призвано скорректировать неравенство, а не усугубить его. А в России, как отметил А. Тарасов, реформа нацелена, наоборот, на то, чтобы «образование закрепило социальное и классовое неравенство в обществе».
Обеспечение работодателям удобных работников
А. Тарасов особенно подчеркнул мысль о том, что вопрос стоит не только о уменьшении доступа к образованию, но еще и о содержании образования, которое пересматривается так, чтобы «будущий работник был привязан к своей узкой специальности», «не мог широко мыслить», и поэтому был бы «удобен работодателям». По его оценке реформа содержания образования нацелена на формирование работников с узким кругозором и зависимых от работодателей, а не самостоятельно мыслящих граждан.
За все надо платить!
О любимом рефрене министра образования Фурсенко напомнил В. Юдин: «“Бесплатный сыр бывает только в мышеловке”» — это видение нам внушает мощнейшая пропаганда последних 10 лет». Объясняя нам, что за все надо платить, идеологи реформ забывают, что среднее образование — бесплатно почти во всем мире, что граждане платят налоги, за которые они вправе ждать некоторых ответных услуг со стороны государства, наконец, что образование является сферой общественного блага, от которой зависит не только благополучие отдельных людей, но и процветание всей страны. И за это государство не только может платить, но обязано платить, если оно, конечно, претендует на роль государства.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Придя к выводу, что реформа образования, в таком виде, в котором ее предлагает правительство — неприемлема ни для работников образования, ни для студентов и учеников, ни для общества в целом, участники круглого стола быстро перешли к обсуждению контрмер для «спасения» народного образования.
Здесь мнения уже разделились, несмотря на то, что все единогласно признают необходимость действий.
Революция
Видимо, чтобы спровоцировать дискуссию А. Тарасов сразу предложил революцию в качестве единственной эффективной меры противодействия, ссылаясь на бесполезность переговоров и лоббирования интересов у власти. Как ни странно, его заявление не вызвало бурной реакции в зале, а было серьезно рассмотрено, как один из вариантов, который был отвергнут большинством скорее не в силу своего радикализма, а в силу своей нереалистичности.
А. Миронов даже признал, что «революция — это, наверное, правильный путь, но это долгий путь, а нам надо уже сейчас что-то делать». А В. Юдин говорил о «квази-революционном пути» забастовок. Это весьма неожиданные слова в устах высокопоставленных профсоюзных лидеров, которые свидетельствуют о радикализации профсоюзного движения, хотя бы в узком кругу круглого стола.
Контрпропаганда
В качестве более реалистичной меры, все сошлись на необходимости проведения просветительской кампании. Это означает, в первую очередь, распространение информации о реформе. Как выяснилось в ходе обсуждения, студенты — и, наверное, не только они — даже не знают, что какая-то реформа проводится. На это обратил внимание Дмитрий Барсуков, ссылаясь на всероссийский студенческий форум, недавно прошедший в Томске, и где стало очевидно, что многие делегаты вообще ничего не слышали о реформе образования.
Поэтому как раз среди первоочередных задач стоит информирование населения, или «разоблачение» идеологии реформаторов, как выразился А. Тарасов. В качестве конкретных способов был предложен выпуск газет и бюллетеней, организация открытых собраний в школах и ВУЗах, использование профсоюзов как канал информации. Как отметила Виктория Молодцова, такие меры могут быть эффективными, поскольку, как показывает практика, власть «очень боится гласности».
Также в качестве элемента контрпропаганды было предложено выдвинуть и вынести на общественное обсуждение альтернативную программу реформы. Таковой мог бы стать, по мнению участников круглого стола, проект, подготовленный О. Смолиным с названием «Образование для всех». Как только депутат Госдумы допишет свой проект, ИКД опубликует его и вынесет на обсуждение. О его основных принципиальных позициях уже докладывал О.Смолин: это доступное и качественное образование, образование в течение всей жизни, и утверждение, что «хорошего образования не бывает много».
Широкая коалиция за спасение народного образования
Исходя из того, что реформа образования означает угрозу развала всей системы образования и касается всех, участники круглого стола сошлись на том, что необходима широкая коалиция. Первым это предложил О.Смолин, и по его словам, он уже начал проводить переговоры с представителями разных общественных организаций. Среди заинтересованных сторон, он упомянул, в том числе, Союз ректоров и директоров школ. Эту идею активно поддержала В. Молодцова, которая предложила создать «комитет спасения образования, в котором должны объединиться все». Силой этой коалиции должна стать солидарность всех со всеми, взаимная поддержка, защита друг друга от преследований.
Важную роль в этой коалиции призваны играть профсоюзы. При этом было отмечено, в том числе, и представителями молодежи, что профсоюзы бывают разными, и что они не всегда выполняют свою роль активизации или даже информирования. По словам Кирилла Казбекова, именно из-за недееспособности студенческого профсоюза в своем ВУЗе, группа студентов решила создать независимый студенческий профсоюз, первой задачей которого и являются распространение информации о реформе и активизация студентов. И. Будрайтскис поддержал идею о создании новых студенческих профсоюзов, исходя из того, что традиционные профсоюзы или студенческие объединения типа РАПОС очень мало информируют и активизируют студентов, и предпочитают переговоры с правительством, которые приводят к весьма ограниченным результатам.
С другой стороны, как отметили В. Юдин и В. Молодцова, нельзя слишком жестко критиковать профсоюзы, поскольку они бывают разными, и многие эффективно работают. Нельзя ожидать от них больше, чем они могут в ситуации, где протестные акции весьма затруднены стратегией правительства, которое распространяет ложную информацию и старается ослабить влияние профсоюзов в студенческой среде через создание псевдо-студенческих структур самоуправления, полностью зависимых от ректоров.
В качестве компромисса можно предложить такую мысль: поддержка профсоюзов там, где они боеспособны, а создание альтернативных организаций там, где они недееспособны и бюрократизированы. В любом случае, никто не ставил под сомнение необходимость профсоюзных организаций для эффективной мобилизации.
Поскольку работники образования довольно хорошо организованы в профсоюзах, основные усилия должны быть направлены на то, чтобы организовать студентов и учеников, а также и родителей. По словам представителей от профсоюзов этому могут наиболее эффективно содействовать учителя. Добавим, что молодые активисты также этим занимаются. Весь вопрос в том, как преодолеть «психологию бессилия», о которой говорил К. Казбеков. Предполагается, что можно это преодолеть силой примера, общения и успешных акций, особенно в рамках широкой воодушевляющей коалиции.
Забастовка
По признанию В. Юдина, переговоры уже мало, что дают. Как показала акция бюджетников 20 октября, единственно, чего власть боится — это забастовка. При этом он отметил, что и эта акция позволила добиться всего лишь мелкой корректировки, и не более того. Он это объяснил тем, что, во-первых, забастовка длилась всего лишь один день — по объективным причинам, поскольку «держать учителей в напряжении долго нельзя», и, во-вторых, не хватало сил. Отсюда и тот же вывод: надо всем объединиться, чтобы повысить эффективность акции.
При этом нет ни у кого иллюзий насчет легкости пути. Во-первых, разные организации весьма отличаются по уровню готовности к забастовке. Во-вторых, правительственный репрессивный курс весьма затрудняет организацию протестных акций. Как показывает опыт последних акций протеста, органы правопорядка вмешиваются даже в содержание лозунгов, и проводят предварительную работу, нацеленную на запугивание инициаторов акций. Становится все труднее получить разрешение на проведение акций. И участники акций нередко подвергаются преследованиям со стороны ректоров или администрации школ. Поэтому, тем более, необходима солидарность, которой так не хватает пока в российском обществе. Кстати, этому тоже способствует власть, поскольку по российскому законодательству, в отличие от западных стран, забастовка солидарности запрещена, студенческая забастовка запрещена, и политическая стачка, конечно, тоже запрещена.
Но ситуация небезвыходная: при всей специфичности и противоречиях ситуации. Например, украинское население как раз сегодня показывает нам, что ничего нет возможного, если народ активизируется.