Анализ «анти-социального пакета» 2 июля по части науки А.С.Миронов Материал подготовило профобъединение «РКК-Наука»

 

Заключение о законопроекте №58338-4 ("пакет законов о «перекидывании» обязанностей по социальной защите населения из федерального центра на регионы и муниципалитеты"), и предложения по его доработке перед рассмотрением в Государственной Думе

 

Настоящее заключение относится к внесённому Правительством Российской Федерации в Государственную Думу законопроекту «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и зарегистрированному под №58338-4.

 

1- Конституцией РФ (пункт е) статьи 72) общие вопросы науки отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ

 

Действующий Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» содержит перечень общих вопросов науки, отнесённых к совместному ведению РФ и субъектов РФ (пункт 2 статьи 12) и раскрывает формы осуществления своих полномочий органами государственной власти Российской Федерации по вопросам совместного ведения (пункт 4 статьи 12).

 

Законопроектом №58338-4 предлагается исключить этот перечень, т.е. сделать запись в Конституции РФ беспредметной. Одновременно исчезают и не попадают в перечень полномочий органов государственной власти РФ такие вопросы как:

 

- формирование научно-технической базы научных организаций федерального значения, находящихся на территориях субъектов Российской Федерации; (ст12, пункт 2, абз.6).

 

- разработка и реализация мер по социальной защите научных и научно-технических работников, в том числе их материальное обеспечение; (ст.12, пункт 2, абз.7).

 

Исчезает из закона и такая форма осуществлении своих полномочий органами государственной власти Российской Федерации по вопросам совместного ведения, как взаимодействие с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации в подготовке и реализации совместных мер по содержанию и развитию социальной сферы научных организаций (благодаря исключению пункта 4 статьи 12).

 

В результате профсоюзы работников научных организаций федерального значения, в том числе Профсоюз работников РАН, ограничиваются в возможности влиять на эти вопросы посредством механизма социального партнёрства. Соответственно снижается уровень социальной защиты работников, т.е. происходит «девальвация» государства как социального, государственные решения о сохранении и развитии кадрового потенциала науки, о переориентации развитии экономики страны на основе науки и высоких технологий – в значительной степени пустыми декларациями.

 

Кроме того, исключение перечня общих вопросов совместного ведения из законодательства несёт в себе опасность осложнения решения этих вопросов в конкретных условиях деятельности научных организаций.

 

Наше предложение – не исключать пункты 2 и 4 из статьи 12 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» в оговорённых выше частях.

 

2- Законопроектом №58338-4 предусматривается исключение из пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» следующей записи: «Средства на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения выделяются из федерального бюджета в размере не менее четырех процентов расходной части федерального бюджета». В результате утрачивается законодательная норма, определяющая государственные гарантии декларированного в 2002 году Президентом России отнесения задачи развития отечественной науки и технологий к числу высших приоритетов российского государства.

 

Аналогичные по смыслу записи исключаются и из других законов, регулирующих полномочия федеральных органов власти  по финансированию таких социально значимых отраслей, как образование, здравоохранение, культура, что снижает уровень социальной защиты и работников науки.

 

Наше предложение – не исключать указанную запись из пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О науке и государствен­ной научно-технической политике».

 

3- Профсоюзы работников научных организаций солидарны с опубликованными результатами анализа законопроекта 58338-4 профсоюзами работников бюджетных организаций, профсоюзными объединениями, общественными организациями ветеранов, пенсионеров, чернобыльцев, участников боевых действий и др. социальных групп, свидетельствующими о недопустимости внесения изменений в действующее законодательство, которые снижают уровень социальной защиты основной части населения страны. Эти изменения направлены вразрез положений, закреплённых статьями 7 и 55 Конституции РФ, ряда федеральных законов (например, пунктами 3-5 статьи 11 закона «О ветеранах», которые Правительство РФ предлагает исключить).

 

Наше предложение – вернуть законопроект №58338-4 в Правительство РФ на доработку с учётом высказанных здесь замечаний, а также с учётом мнения профсоюзов и общественных организаций.

 

А.С.Миронов

 

Исполнительный директор профобъединения «РКК Наука»

 

107078. Москва. Новорязанская-8А ЦК Профсоюза

 

Контактные телефоны  (095) 196-93-29, 8-916-228-18-90

Hosted by uCoz