Две противоположных концепции развития образования

Карин Клеман

Правительство предлагает одну концепцию: подчинить образование и науку требованиям бизнеса и рынка. Прогрессивное мировое и российское сообщество ученых, студентов и преподавателей предлагает ставить на первое место человека и гражданина.

 

В Москве вчера прошел Совет ректоров ведущих российских ВУЗов, в ходе которого было объявлено о якобы достигнутом компромиссе между министерством образования и ректорами. Ректоры обсудили проект «Концепции участия Российской Федерации в управлении имущественными комплексами государственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования». В конце заседания ректор МГУ Виктор Садовничий объявил журналистам, что ректоры согласны с новым вариантом Концепции «практически во всем». Остается один лишь пункт, все еще находящийся в стадии согласования. Он касается возможности преобразования ВУЗов в «государственные (муниципальные) автономные некоммерческие организации» (ГМАНО). По мнению ректоров, это преобразование недопустимо, поскольку приведет к потере государственного финансирования и полной утрате передаваемой ВУЗам собственности статуса «федерального».

Впрочем, несмотря на оптимистичные высказывания о достигнутом компромиссе, общий дух Концепции не изменился, и об этом свидетельствует, в том числе, разногласия по этому пункту. Логика по-прежнему такова: подготовка к широкой приватизации учреждений высшего образования, введение платного высшего образования, подчинение задач системы образования требованиям бизнеса. Конечно, после переговоров, которые состоялись с Союзом ректоров (уже после публикации первого варианта проекта), появились некоторые утешительные фразы о «доступности» образования, о его «социальной роли». И, самое главное, ректоры добились сужения объекта Концепции: речь уже не идет об управлении государственными организациями в целом, а «всего лишь» «имущественными комплексами государственных организаций». Но, прочитав проект, легко убедиться, что это не более чем отговорки.

То же самое произошло и с Концепцией по управлению имуществом в сфере науки. Против первоначального варианта в едином порыве выступили чуть не все академики, потребовав отставки министра Андрея Фурсенко. В новом варианте появился раздел, касающийся госсобственности, исчезли пугавшие академиков цифры, однако идеология приватизации осталась в сохранности. Приватизация из документа не ушла, поскольку она, так считают в министерстве, необходима для повышения эффективности работы научных учреждений. Есть надежда, что к ряду НИИ проявит интерес российский бизнес. Но пока большинство прикупленных коммерсантами научных учреждений сжимались "до ноготка", а на "освободившихся" площадях распологались казино и рестораны.

В общем, единственное реальное достижение представителей науки и образования — начало проведения консультаций. Это отметил Виктор Садовничий, говоря о том, что «совместная работа — это большое приобретение последних недель». И с этим нельзя спорить. Вот только почему участвуют в этой «совместной работе» не все заинтересованные стороны? Где профсоюзы? Где представители студентов? Почему одни представители администрации ВУЗов и научных учреждений? И почему правительство так мало и неохотно идет на уступки?

Вместо уступок появляются риторические изменения. Например, по словам министра образования и науки Андрея Фурсенко, который присутствовал на заседании ректоров, «приватизация — не главная цель Концепции». Прежде, чем приватизировать, как говорит министр, одна из первых задач — провести капитализацию нематериальных или интеллектуальных активов ВУЗов, чтобы они не были акционированы по стоимости стен. Так, что приватизация будет, надо только лучше к ней готовиться.

Будет ли еще бесплатное образование? Министр ответил, что «бесплатного образования не бывает, вопрос только в том, кто платит?». Такая постановка вопроса свидетельствует о плохо скрываемом желании правительства снять с государства этот груз.

Наконец, главная теперь афишированная задача правительства — улучшение качества образования. О доступности практически не говорится, зато «качество все определяет», как сказал А.Фурсенко. Ну, нельзя ничего возразить, никто не против качественного образования. Вот только о каком качественном образовании идет речь? А. Фурсенко разъяснил: «Как мы можем проверить качество? Не по количеству комнат в ВУЗе, а, на самом деле, по тому, как успешно устраиваются после ВУЗа выпускники, какую зарплату они получают». И еще он  добавил: «критерии качества должно определить научное сообщество с участием бизнеса». Этим все сказано: образование уже не призвано формировать самостоятельных и автономно мыслящих граждан, а производить удобную бизнесу рабочую силу. Не экономика основана на знаниях, как утверждают в министерстве, а знания — на рыночной экономике. И разница огромна: это прямо два противоположенных пути развития образования и науки. В качестве альтернативной концепции, мы публикуем ниже хартию образования, принятую на Европейском Социальном Форуме в ноябре 2002. 



Хартия рабочей группы "Образование", принятая на Европейском Социальном Форуме
(7-10 ноября 2002)

(Группа объединяет студенческие и преподавательские организации образования и организации обслуживающего персонала)

Мы в этой хартии излагаем принципы, которые должны руководить нашими действиями и построением в Европе образования:

Образование является правом, не товаром. Образование должно быть бесплатной и светской услугой. Его финансирование должно быть государственным.

Задачами образования являются: формирование, обучение, повышение квалификации работника, гражданина и человека. Принцип рентабельности не должен руководить образованием. Образование также имеет призванием изменение общества.

Научная деятельность и знание должны развиваться во всех сферах в полной свободе и должны отвечать  социальным требованиям.

Образование должно содействовать интересам наибольшего количества людей. Необходимо демократизировать европейские системы образования. Повышение общего уровня обучения должно быть одной из целей.

Против политики отказа от государственного регулирования и коммерциализации образования, за установление единых стандартов образования во всей Европе.

Обучение на протяжении всей жизни является правом для всех трудящихся и граждан.

Этими принципами мы определяем место образования в самом сердце европейского строительства за иную глобализацию. Следующий Европейский Социальный Форум, во Франции, должен предоставить этой задаче  большее внимание. Мы будем участвовать в акциях за иную Европу в мире. Мы будем проводить совместные действия на европейском уровне для того, чтобы защитить наш взгляд на образование.

Принципами наших действий являются образование для всех, демократизация систем образования, и отказ от приватизации образования: нет "Всеобщему Соглашению о Свободе Торговли Услугами" (ГАТС)*!

Поэтому мы призываем организации работников образования принять участие в европейском дне единых действий против ВСТУ.

* Сейчас идут переговоры в рамках Всемирной Торговой Организации (ВТО) с тем, чтобы к 2004 заключить такое соглашение, целью которого является открытие транснациональным корпорациям доступа к таким областям, как образование, здравоохранение и окружающая среда (примечание переводчика).  

 

Hosted by uCoz