Картинки с выставки
автор:
Р. Акбаров
скачано:
опубликовано:
21.09.04г.
В Тюмени по адресу Луначарского,
28 стоит недостроенное трехэтажное здание из серых блоков. На фоне пустых
оконных проемов и забитого досками входа красуется гордая надпись: «Галерея
современного искусства». Вероятно, городу по статусу положено иметь свое
современное искусство, для которого и
предназначен этот бетонный саркофаг. Неизвестно, когда будет открыта галерея и
будет ли открыта вообще. Но какое до этого дело искусству? Какое до этого дело
искусству после Красного мая 1968 года или после бульдозерной выставки? Разве
оно может после всего этого жить в гробницах? «Галерея современного искусства»,
особенно официальная – это установление власти в искусстве. Условности,
«форматы», «стратегии» превращают творчество в имперскую канцелярию. Долой
диктатуру власти! Долой диктатуру в искусстве! НА ШТУРМ!!!
В субботу 11 сентября в 15.00
здание Галереи современного искусства взято
штурмом группой радикальной молодежи. В освобожденном пространстве
организована выставка АNTEFACTUM» (лат. «до сделанного»).
Можно было приносить и выставлять
любые свои работы. Из окон были вывешены тканевые растяжки «АНТИКАПИТАЛИЗМ
2004», «ВЫСТАВКА
ANTEFACTUM» и большие бумажные транспаранты с антиправительственными лозунгами
(«МЫ ВСЕ ЗАЛОЖНИКИ ГОСУДАРСТВА!» и др.). На крыше водружен транспарант «КОГДА МЫ
БУДЕМ СВОБОДНЫ?», На улицу выброшены листовки. Деревянный щит, закрывающий вход
в галерею, выбит, и по нему в галерею прошагали участницы, не пожелавшие прыгать
по окнам: кто-то из них был на каблуках и в юбках. Вся операция по захвату
заняла пару минут.
Никаких попыток разгона со
стороны властей не проявлялось, и активность
вылилась на улицу: здание оклеено антипутинскими плакатами, развешаны
эстампы, в окнах выставлены картины. Прохожим раздавались газета «Тюменский
рабочий» и журнал «Лучи». Проезжавшие мимо машины замедляли ход. Прохожие
останавливались. Таким образом, выставка получилась не внутри галереи, а
снаружи, открытая для всеобщего обозрения.
Развернув экспозицию, участники
акции собрались на первом этаже, сели в
большой круг и открыли семинар, на проведение которого, в общем-то не
рассчитывали, так как все или почти все предполагали винтеж на ранних
стадиях акции. Поэтому семинар прошел в форме свободной дискуссии об искусстве и
о левом движении.
Никаких значительных
теоретических итогов дискуссия не принесла, но важен уже сам ее факт. По
окончании семинара здание было организованно покинуто, тканевые растяжки
сняты, «чтобы не достались врагу». Акция завершена.
Транспарант«КОГДА МЫ БУДЕМ СВОБОДНЫ?» продолжал висеть на крыше, по крайней мере, до ночи; в воскресенье днем его уже не было.
Здание удерживалось 2 часа 15
минут.
Всего на момент штурма было 15 участников; некоторые опоздали и
подтягивались в ходе монтирования выставки и семинара. Кто-то побежал по делам,
не дождавшись конца. К началу семинара было чуть больше 20. Всего с учетом
ротации было до 30 человек.
Каждый нашел в этом штурме что-то своё, какой-то собственный смысл: свой Зимний, свой Кронштадт, свой Красный май, свой «Черный сентябрь», возможность высказаться и выплеснуть протест и творческую энергию. Это мог быть вклад в «Антикапитализм-2004», торжественное открытие сезона Свободного университета при истфаке ТюмГУ, годовщина взрыва торгового центра в Нью-Йорке и т. п. Кто-то, вероятно, просто не мог не прийти.
Если эта акция была чьим-то успехом, то это, несомненно, триумф свободы слова и мысли. Акция еще раз продемонстрировала, что там, где есть возможность СВОБОДНО ВЫСКАЗАТЬ СВОЕ СЛОВО и БЫТЬ УСЛЫШАННЫМИ, власть теряет над нами контроль.
Власть становится бессильной. Подобную ситуацию мы видели в июне, в разгар кампании по защите парка на перекрёстке улиц Республики и Холодильной.
Там, где есть свободные
дискуссионные
клубы, баррикады появятся сами. И это будут истинные баррикады. Они сумеют
за себя постоять.
Р. Акбаров